-
Кроме понятий "сань ган у чан"
(три устоя и пять постоянств) в конфуцианской философии есть понятие "сань
у" (троицы и пятерицы), которое является основополагающим для китайской
нумерологии, где ключевыми являются не числа, а наборы чисел, что позволяет
рассматривать мир как сочетание разных числовых наборов. А именно в контексте
древней китайской нумерологии мир рассматривали как сочетание трёх
фундаментальных элементов, которые образуют вертикальную триаду: небо - человек
- земля, в которой небо вверху и земля внизу, а между небом и землей
многообразные изменения жизни. И также мир рассматривался как сочетание пяти фундаментальных элементов,
которые образуют горизонтальную пентаду: дерево - огонь - почва - металл - вода.
Согласно сочетаниям трёх и пяти элементов нумерологи древнего Китая описывали существующие в мире явления,
а по существу производили нумерологические вычисления и описывали мир
посредством различных комбинаций, которые возможны в соотношениях элементов.
В контексте конфуцианской философии данные числовые соотношения сопоставлены с
моральными качествами и иерархическими нормами человеческих взаимоотношений,
которые описаны на предыдущей странице, что позволяет анализировать свойства
человека аналогично тому, как анализируют числа в нумерологии, и позволяет
рассматривать структуру человеческой личности с точки зрения
универсальных числовых законов. А также сравнение понятий конфуцианской
философии с физиогномическими уровнями лица позволяет осуществлять нумерологические
вычисления или можно сказать физиогномические вычисления, и анализировать характеры людей.
В процессе такого физиогномического или нумерологического анализа необходимо
учитывать взаимосвязи элементов, которые известны в китайской философии, что
показано на схеме:
На схеме пять элементов китайской философии расположены
в виде пятиконечной звезды. Для каждого элемента указаны соответствующие
моральные качества и физиогномические сравнения с уровнями человеческого
лица. Стрелками показаны взаимосвязи элементов. Внешние стрелки указывают взаимосвязи обусловленные "взаимопорождением", а стрелки пятиконечной звезды указывают взаимосвязи обусловленные "взаимопреодолением". Взаимопорождение и взаимопреодоление являются терминами китайской философии, и имеют символический смысл. |
-
Согласно взаимопорождению: дерево рождает огонь - огонь рождает почву - почва
рождает металл - металл рождает воду - вода рождает дерево.
Согласно взаимопреодолению: огонь покоряет металл - металл покоряет дерево -
дерево покоряет почву - почва покоряет воду - вода покоряет огонь.
Перечисленные взаимосвязи образованы согласно
символическим значениям пяти элементов, которые рассматриваются как вещества, которые по-разному воздействуют друг
на друга. Но если сравнивать элементы с моральными качествами и
физиогномическими уровнями человеческого лица, то психологические показатели
человеческой личности обладают
взаимосвязями, которые аналогичны символическим взаимосвязям элементов.
Милосердие является причиной благопристойности (ритуала) - благопристойность является причиной
искренности - искренность является причиной справедливости - справедливость
является причиной проницательности - проницательность является причиной милосердия.
А также милосердие способно преодолевать характеристики человека связанные с
нижней губой - искренность способна преодолевать характеристики человека
связанные с промежутком между верхней губой и носом - проницательность способна
преодолевать характеристики человека связанные с промежутком между нижней губой
и подбородком - благопристойность способна преодолевать характеристики человека
связанные с верхней губой - справедливость способна преодолевать характеристики
человека связанные с подбородком.
Согласно перечисленным взаимосвязям моральных качеств и согласно соотношениям
моральных качеств с физиогномическими уровнями человеческого лица можно находить
характеристики, которые являются ключевыми для понимания психологических
особенностей человека, если как ключевые рассматривать характеристики, которые
соотносятся с выраженными уровнями человеческого лица. Допустим, если выражена
нижняя губа и человек проявляет искренность, а остальные физиогномические уровни
не выражены и соответствующие моральные качества не заметны в характере
человека, или человек не проявляет моральные качества, которые связаны с
невыраженными уровнями лица, то искренность может быть причиной справедливости,
то есть если человек проявляет искренность, то как следствие в характере
человека может быть заметно стремление к справедливости. А также искренность
может влиять на характеристики человека связанные с промежутком между верхней
губой и носом, а именно может влиять на психологические параметры, согласно которым человек
регламентирует и координирует чувства людей в
обществе, что связано с проявлением проницательности, которая позволяет
устанавливать регламент в выражениях чувств.
Подобным образом посредством показанной схемы взаимосвязей пяти элементов
китайской философии и пяти моральных качеств конфуцианской философии можно
рассматривать выраженные и невыраженные уровни человеческого лица, и
анализировать психологические характеристики, которыми человек обладает.
Более подробную информацию о взаимосвязях пяти элементов и соотношениях
моральных качеств смотрите в других
источниках информации. В частности в конфуцианских книгах есть информация о том, что Ли
следует из И, а И следует из Жень; Чжи
уравновешивает качество И, а Синь уравновешивает Ли. Эти
утверждения соотносятся
с физиогномическими принципами, согласно которым формы человеческого лица в
профиль означают психологические характеристики.
Кроме анализа моральных качеств необходимо учитывать свойственные людям нормы
взаимоотношений. То есть необходимо учитывать, что в контексте конфуцианской
философии моральные качества коррелируют с правилами благопристойного
подчинения, и поэтому для совокупного анализа психологических свойств человека
в рамках конфуцианской философии необходимо применять следующую схему:
Треугольник в пятиугольнике соответствует трём
иерархическим нормам взаимоотношений, которые соотносятся с тремя
физиогномическими уровнями сферы сознания (лоб и брови). Пятиугольник соответствует пяти моральным качествам, которые соотносятся с пятью физиогномическими уровнями сферы чувств (губы и подбородок). Моральные качества и физиогномические уровни сферы чувств написаны в белых рамках, а иерархические нормы взаимоотношений и физиогномические уровни сферы сознания написаны без рамок. Если у человека выражены какие-либо физиогномические уровни лица, то на схеме можно отметить соответствующие белые окружности, после чего можно анализировать характер человека с точки зрения конфуцианской философии. |
Для примера предлагаю вашему вниманию портрет и анализ характера Иоганна Лафатера.
Иоганн Каспар Лафатер был основоположником современной
европейской физиогномики, и поэтому анализ лица Лафатера в
контексте философии Конфуция может показаться неуместным, но в любом
случае человеческое лицо является образом универсальных мировых законов
и может быть объектом разных методов физиогномического анализа. Иерархические нормы взаимоотношений и моральные качества на данной схеме не написаны, но аналогичны показанной выше схеме. |
Как можно видеть в чертах лица Лафатера выражены вершина лба и середина лба в
сфере сознания, а также выражены подбородок, промежуток между нижней губой и
подбородком, промежуток между носом и верхней губой в сфере чувств.
На схеме это отмечено крестиками в белых окружностях соответственно выраженным
чертам лица (физиогномическим уровням).
На портрете профиль лица Лафатера отклонён от точной вертикали, и поэтому лоб
кажется не выраженным, а губы и подбородок кажутся выраженными, но если
соотнести профиль с точной вертикалью, то выраженными являются отмеченные
физиогномические уровни.
Согласно физиогномической сфере чувств (пятиугольник на схеме) можно сказать,
что в характере Лафатера заметны милосердие, церемонность (благопристойность) и
проницательность. Согласно проницательности (промежуток между носом и верхней
губой) Лафатер устанавливал собственные правила выражения чувств,
причём окружающие люди чувствовали, что устанавливаемые правила необходимы с
точки зрения здравого смысла. Согласно церемонности (промежуток между нижней
губой и подбородком) Лафатер мог соблюдать этикет и добропорядочность, даже если
окружающие люди были бесцеремонны. Согласно милосердию (подбородок) Лафатер был
добр к людям, хотя мог быть реакционным и критичным.
Перечисленные характеристики были возможны в том случае, если Лафатер проявлял
моральные качества, что является необходимым для совершенствования в контексте
конфуцианской философии. Если же моральные качества не были проявлены, тогда:
- выраженный подбородок означает реакционные чувства, которые не зависят от
чувств людей, то есть человек не обращает внимание на ответные чувства
людей;
- выраженный промежуток между подбородком и нижней губой означает реакционные
чувства, которые зависят от чувств людей, то есть человек соблюдает этикет и
добропорядочность в том случае, если люди соблюдают этикет в отношениях;
- выраженный промежуток между верхней губой и носом означает регламентированные
чувства, которые зависят от чувств людей, то есть человек не
устанавливает собственные правила выражения чувств, даже если общие правила
противоречат здравому смыслу.
Искренность (нижняя губа) и справедливость (верхняя губа) в характере Лафатера
не заметны, но эти моральные качества могли быть заметны согласно взаимосвязям, а именно церемонность могла быть причиной искренности, а
также церемонность могла преодолевать психологические свойства обусловленные
невыраженной верхней губой, и могла стимулировать проявление справедливости.
Согласно физиогномической сфере сознания (треугольник на схеме) можно сказать,
что Лафатер осознавал взаимоотношения людей согласно иерархическим нормам подчинения "государя и сановника", поскольку
выражены вершина лба (государь) и середина лба (сановник), причём вершина лба
выражена значительнее середины лба, и поэтому Лафатер занимал позицию
вышестоящего в иерархии.
Если учитывать, что иерархические варианты человеческих взаимоотношений коррелируют
с моральными качествами, то можно утверждать, что Лафатер главенствовал над
людьми и требовал подчинения, но согласно проявлению моральных качеств был добр
к людям и допускал бесцеремонность, если люди были бесцеремонными, хотя сам соблюдал благопристойность. А
также устанавливал правила выражения чувств, причём если установленные правила
не соответствовали общепринятым, то люди чувствовали, что данные правила
разумны.
Иоганн Лафатер был священником и поэтому несомненно, что моральные качества были
проявленными, и соответственно превосходство над людьми и другие выраженные
черты характера были компенсированы проявлениями моральных качеств, что способствовало общественному
признанию его богословских взглядов и популярности его исследований в
физиогномике. Но Лафатер трагически погиб, когда
пытался образумить пьяных французских мародёров, что с точки зрения
конфуцианской философии можно считать результатом не соблюдения качества Чжи
(проницательность).
Индивидуальность Лафатера, а именно физиогномическая сфера индивидуальности,
которой соответствует нос, в приведённом примере физиогномического анализа не
рассматривается, поскольку в контексте морально-иерархической системы
конфуцианской философии человеческая индивидуальность не имеет принципиального
значения, но имеет значение эквивалентность имени и сущности, о чём сказано на
следующей странице.
На следующей странице приведена информация о конфуцианских философских концепциях, которые сопоставимы с уровнями сферы индивидуальности (нос), а также дано дальнейшее сравнение физиогномики человеческого лица с принципами китайской нумерологии и китайской философии в целом.
-
предыдущая - вверх - следующая