аспекты бытия

центральная страница про аспекты бытия


качества человеческой природы
троицы и пятерицы в нумерологии
социальные роли человека
представление о сущности бытия

Страница 5.

идеи в философской системе Платона
тело в системе Аристотеля
описания философских систем
дао и гармония противоположностей

идеи сознания и аспекты бытия человека  

Знания греческой философии.
На пятой странице приведена дальнейшая информация о древнегреческой философии с точки зрения физиогномики человеческого лица, а именно приведены философские сведения формально структурированные в соответствии с физиогномикой лица.
Приведённые сведения являются лишь малой частью всецелой совокупности знаний, которые были известны в древней Греции и могут быть взяты из книг греческих философов.

-

Сложные концепции древнегреческой философии.
Идеи сознания и аспекты бытия человека.

Древнегреческая философия развивалась на протяжении многих веков, и стала источником современной философии. В итоге накопилось большое количество знаний.
В рамках этого сайта анализ многообразных философских систем прошлого и настоящего времени нецелесообразен, поскольку для сравнения философских концепций с физиогномикой человеческого лица достаточно иметь общее представление о философии, но более подробные физиогномические аналогии возможны согласно конкретным философским направлениям. По существу каждая философская доктрина в той или иной мере может быть соотнесена с формами человеческого лица, и может быть понята с точки зрения физиогномики, поскольку в любом случае человек познаёт самого себя, а это значит, что знания являются антропоморфными, то есть могут быть структурированы или систематизированы согласно формам человеческого тела, или иначе сказать согласно формальному строению человека.
Основополагающие соотношения знаний греческой философии с физиогномикой человеческого лица представлены на схеме.

человеческое лицо в профиль и физиогномические сферы мироздания На схеме показано условное изображение человеческого лица в профиль и показаны физиогномические сферы и уровни, которые делят лицо в соответствии с уровнями мироздания. Верхняя физиогномическая сфера сознания (лоб и брови) соотносится с миром идей или образным миром, средняя физиогномическая сфера индивидуальности (нос) соотносится с миром атомов или элементарным миром, нижняя физиогномическая сфера чувств (губы и подбородок) соотносится с миром веществ или материальным миром.

Сфера сознания включает три уровня, согласно которым организовано человеческое мышление и формируется образ мироздания, или иначе сказать умопостигаемый образ мира, что в контексте разных философских систем древней Греции имело разное понимание.
Сократ говорил об объективных знаниях, которые возникают в результате сравнения субъективных знаний разных людей.
Субъективные знания соотносятся с бровями, сравнение субъективных знаний соотносится с серединой лба, объективные знания соотносятся с вершиной лба, как было сказано на предыдущей странице и показано на схеме.
Платон считал, что истинное знание - это идеи или образы, что эквивалентно объективному знанию в контексте философии Сократа, а субъективные человеческие знания являются недостоверными и предполагаемыми.
Аристотель считал, что субъективное человеческое знание обладает достоверностью, если возникает в результате верных умозаключений, а идеи и образы объективных сознаний являются предполагаемыми.
Александр Афродисийский различал материальный ум эквивалентный субъективному знанию (сопоставим с аналитическим сознанием и соотносится с бровями), приобретённый ум эквивалентный сравнению субъективных знаний (сопоставим с интегрирующим сознанием и соотносится с серединой лба), и "приходящий извне" сверхличный ум эквивалентный объективному знанию (сопоставим с синтезирующим сознанием и соотносится с вершиной лба).
А также другие греческие философы имели разные мнения, которые во всех случаях можно соотносить с разными уровнями сознания и сферами человеческого лица.
Каждый философ рассматривал те или иные аспекты сознания как первостепенные.
В философской системе Платона первостепенными являются объективные идеи, а в философской системе Сократа первостепенным является сравнение субъективных знаний, поскольку сравнение знаний позволяет идти от субъективного к объективному пониманию мира.
В философии Александра Афродисийского описана последовательность, согласно которой сверхличный приходящий ум воздействует на материальный ум и в результате в приобретённом уме формируются знания. А с точки зрения философии Сократа последовательность человеческого мышления является другой, а именно приобретённый ум интегрирует субъективные знания материального ума, после чего в сверхличном уме синтезируются объективные знания. Либо с точки зрения философии Платона последовательность мышления является другой, а именно сверхличный ум синтезирует знания и формирует приобретённый ум, после чего материальный ум способен анализировать окружающий мир.
Более сложной и неоднозначной последовательность мышления является в философии Аристотеля, а именно возможны два варианта. Либо материальный ум анализирует окружающий мир и подтверждает знания посредством сверхличного ума, и в итоге формируется приобретённый ум, либо знания возникают в сверхличном уме и формируют приобретённый ум без участия материального ума. А также возможны другие последовательности человеческого мышления, которые с точки зрения разных греческих философов и систем греческой философии обусловлены первостепенностью разных аспектов сознания, и соответственно обусловлены по-разному выраженными физиогномическими уровнями сферы сознания.
Сфера индивидуальности включает четыре уровня, которые соответствуют четырем видам атомов элементарного мира.
В общем контексте древнегреческой философии только Демокрит и Эпикур говорили об индивидуальности как о совокупности атомов (о совокупности нематериальных частиц), которые обладают свойствами воды, огня, земли и воздуха, а остальные греческие философы говорили об индивидуальности как о производной части сознания. Все греческие философы называли индивидуальность словом "душа", но это слово имело неоднозначный смысл, и поэтому необходимо различать душу-сознание, которая является производной сферы сознания, и душу-индивидуальность, которая является производной сферы индивидуальности.
В философии Платона душа является сознанием и происходит из сферы идей (первообразов), которые воплощаются через сферу сознания и пронизывают три сферы человеческой сущности, и в результате составляют три душевные части: разумную, эмоциональную и чувственную.
Разумная душа соотносится с физиогномической сферой сознания.
Если преобладает разумная душа, то человек стремится к осознанию идей и высшему знанию, а также обладает умеренными чувственными стремлениями.
Эмоциональная (аффективная) душа соотносится с физиогномической сферой носа.
Если преобладает эмоциональная душа, то человек обладает страстными порывами и отвагой, но также способен подчинять долгу порывы страстей.
Чувственная (вожделеющая) душа соотносится с физиогномической сферой чувств.
Если преобладает чувственная душа, то человек привержен физическому миру и зависит от материальных благ мира.
Три части души в контексте философии Платона сопоставимы с тремя физиогномическими сферами, но также проецируются в физиогномической сфере индивидуальности, а именно разумная душа соотносится с вершиной переносицы, эмоциональная душа соотносится с серединой переносицы, чувственная душа соотносится с кончиком носа. При условии, что в философии Платона нет понятия индивидуальности и индивидуальной души как таковой, но есть душа-сознание, которая происходит из сферы идей (первообразов) и пронизывает три сферы человеческой сущности, что показано на схеме.

схема человеческой души в древнегреческой философии

-

В философии Аристотеля душа тоже является сознанием и проникает в человеческую сущность через сферу сознания, но происходит из сферы "чистых форм" (из сферы перводвигателя), что по существу аналогично сфере идей в философии Платона.
Подробную информацию о формах Аристотеля и идеях Платона смотрите на следующей странице.
Аристотель делил душу на три части, которые имеют иной смысл и соотносятся со сферами человеческой сущности иначе, нежели в философии Платона, что показано на схеме. А именно растительная и животная части составляют чувственную душу и соотносятся с физиогномической сферой чувств, а разумная часть составляет разумную душу и соотносится с физиогномической сферой сознания. Чувственная душа присуща растениям и животным, а человеку кроме чувственной присуща разумная душа.
В философии Демокрита душа не является сознанием, но "истинной природой" тел являются атомы, согласно которым формируются вещественные тела. Атомы не являются материальными и недоступны для чувственного восприятия, но могут быть осознаны с помощью мышления. Это значит, что чувства не воспринимают атомы души, но атомы являются необходимыми для образования материальных тел, а сознание способно осознавать атомы души, но не является необходимым для существования атомов. То есть в философии Демокрита отсутствует понятие души-сознания, но существенными являются атомы души-индивидуальности, что также показано на схеме.
Последователем Демокрита был Эпикур, который считал, что после смерти атомы души-индивидуальности рассеиваются, и поэтому осознание собственной индивидуальности исчезает, а также распадается материальное тело, и поэтому моральным принципом эпикурейской философии было удовлетворение индивидуальных и чувственных потребностей человека. Это не значит, что эпикурейцы стремились к чувственным наслаждениям, но их стремление заключалось в невозмутимости (атараксии), а именно в невозмутимости индивидуальной души.
Если соотнести моральные принципы разных философских систем или школ древней Греции с физиогномикой человеческого лица, и в частности с физиогномической сферой индивидуальности, то моральные принципы эпикурейской философии соотносятся с выраженным кончиком носа; моральные принципы философов-стоиков соотносятся с выраженным низом переносицы; моральные принципы философии Аристотеля соотносятся с выраженной серединой переносицы; моральные принципы философии Платона соотносятся с выраженной вершиной переносицы, что показано на следующей схеме.

физиогномика и древнегреческая философия Моральные принципы философских школ древней Греции имеют аналогии с типами темперамента и четырьмя стихиями, которые определяют типы атомов.
А также моральные принципы философских школ древней Греции можно сопоставить с конфуцианскими концепциями имён (социальных ролей), о чём смотрите информацию на третьей странице этого раздела сайта.

Согласно философии Платона целью человеческой жизни является создание совершенного человеческого общества, в котором индивидуальность каждого человека подчинена общей целесообразности (государственной необходимости), что с точки зрения физиогномики соотносится с вершиной переносицы.
Согласно философии Аристотеля человеческая жизнь является общественной, но государство необходимо как условие развития индивидуальных свойств человека, а именно целью государства являются справедливые законы, которые позволяют каждому человеку совершенствовать благородные свойства личности, что с точки зрения физиогномики соотносится с серединой переносицы.
На предыдущей странице показан профиль Аристотеля, где нос является недостоверным, поскольку является отреставрированным, но согласно свидетельствам у Аристотеля был "орлиный нос", а именно была выражена середина переносицы.
Согласно философии стоиков целью человеческой жизни является освобождение от политических и социальных законов государства ради сохранения самообладания и личного достоинства, а именно моральным идеалом стоиков является бесстрастие (апатия), в результате которой человек сам определяет собственные поступки независимо от внешних обстоятельств, а также вопреки обстоятельствам, что с точки зрения физиогномики соотносится с низом переносицы.
Знаменитым стоиком в римской империи был Сенека (0005-0065 годы новой эры), который жил во время императора Нерона, когда отношения личности и государства были негативными.
Согласно эпикурейской философии человеческая жизнь достигает безмятежности и покоя, если отстранена от социальной активности, но в отличие от философии стоиков, которые стремились к бесстрастию ради утверждения собственной моральной силы, в эпикурейской философии безмятежность и покой необходимы для наслаждения самим собой, что допускает приспособление к законам государства.
Таким образом, моральные принципы древнегреческих философских школ соотносятся с физиогномическими уровнями индивидуальности, но необходимо учитывать, что фактически моральные принципы связаны с физиогномической сферой чувств, поскольку достичь тех или иных моральных качеств возможно посредством контроля чувств, но физиогномическая сфера индивидуальности указывает не средства, а цели, которые человек перед собой ставит.
Сфера чувств включает пять уровней, которые соответствуют пяти первопотенциям материального мира.
Первопотенции известны в греческой мифологии, но в греческой философии о них нет информации, то есть греческие философы не сопоставляли первопотенции с чувствами.
Платон и Аристотель соотносили чувства со стихиями, а именно с водой, огнём, землёй и воздухом, которые называли словом "элементы" и понимали суть элементов иначе нежели как элементарные качества атомов в философии Демокрита, что является неверным пониманием структуры окружающего мира, и в том числе является причиной неверного понимания структуры мира в современной философии, которая исходит из философских концепций Аристотеля или Платона. Поскольку элементарными качествами воды, огня, земли, воздуха обладают атомы, которые не воспринимаются чувствами, но являются "незримыми" факторами для формирования материи, что соответствует правильным концепциям Демокрита, а Платон или Аристотель считали, что элементы непосредственно являются материей и доступны для восприятия чувствами, что неверно, поскольку в действительности элементы определяют качества атомов индивидуальности, а чувства являются производными пяти материальных первопотенций: хаоса, эроса, геи, тартара и урана.
Можно сказать, что сфера чувств является соподчинённой сфере индивидуальности, а сфера индивидуальности является предопределяющей для сферы чувств, или можно сказать, что сфера индивидуальности является квинтэссенцией для сферы чувств. Поэтому Платон и Аристотель применяли термин "квинтэссенция" (пятый элемент или эфир) в дополнение к четырём элементам для объяснения взаимосвязей индивидуальности и чувств. По существу квинтэссенция (пятый элемент) является индивидуальностью в контексте философии Платона и Аристотеля, но это неверное понимание, поскольку индивидуальность - это четыре элемента (четыре вида атомов), а квинтэссенцией (пятым элементом или эфиром) для индивидуальности является сфера сознания.
Такие умозаключения можно сделать с точки зрения анализа человеческой сущности посредством физиогномики. Поскольку человек является мерой всех вещей и является критерием достоверности знаний, и в том числе физиогномика человеческого лица является критерием достоверности философских и психологических знаний.
В контексте этого сайта я не могу объяснить все многосложные переплетения мнений греческих философов и концепций греческой философии, но определяю основные положения, которые необходимы для правильного сопоставления философских концепций с физиогномикой человеческого лица.
Если не принимать во внимание разночтения философских мнений, то можно сказать, что соединение атомов является индивидуальностью человека и воздействует на бесформенную материю (хаос), в результате чего посредством созидания (эрос) образуется оформленная материя (гея), которая может быть разрушена (тартар) или трансформирована (уран). Четыре вида атомов (четыре элемента) являются предопределяющими для пяти первопотенций, в результате чего возникает материальное тело, которое посредством чувств воспринимает материальный мир. Созидание тела инициируется сознанием, которое является квинтэссенцией или эфиром, и предопределяет соединение атомов индивидуальности, и затем предопределяет формирование чувств и тела. Это соответствует мифам древней Греции, где имеется информация о том, что Эфир и Хаос образуют Антропос, а именно посредством сознания из бесформенной материи образуется человек.
В общей сложности мифологические имена Хаос, Эрос, Гея, Тартар, Уран, Эфир, Антропос имеют следующие соотношения с физиогномическими сферами и уровнями человеческого лица:
- сфера сознания (лоб и брови) Эфир;
- сфера индивидуальности (нос) Антропос;
- сфера чувств (промежуток между носом и верхней губой) Хаос;
- сфера чувств (верхняя губа) Эрос;
- сфера чувств (нижняя губа) Гея;
- сфера чувств (промежуток между нижней губой и подбородком) Тартар;
- сфера чувств (подбородок) Уран.
Соответственно можно анализировать характер человека.
Выраженный промежуток между носом и верхней губой соотносится с Хаосом и неоформленным состоянием материи, и поэтому кажется, что человек не имеет уверенность в материальных ощущениях.
Выраженная верхняя губа соотносится с Эросом и созиданием материи, и поэтому кажется, что человек стремится к материальным ощущениям.
Выраженная нижняя губа соотносится с Геей и оформленным состоянием материи, и поэтому кажется, что человек обладает полнотой материальных ощущений.
Выраженный промежуток между нижней губой и подбородком соотносится с Тартаром и разрушением материи, и поэтому кажется, что человек ограничивает материальные ощущения.
Выраженный подбородок соотносится с Ураном и трансформацией материи, и поэтому кажется, что человек согласует материальные ощущения с собственными требованиями.
Во взаимосвязях чувств (первопотенций) с сознанием (эфиром) и индивидуальностью (антропосом) действует принцип, согласно которому ради справедливости в обществе или для достижения личной безмятежности необходим контроль чувств, но контроль чувств возможен посредством сознания и индивидуальности, поскольку сознание предопределяет индивидуальность, а индивидуальность предопределяет чувства. То есть в процессе физиогномического анализа необходимо сравнивать уровни сферы чувств с уровнями лица в сферах индивидуальности и сознания. И в общей сложности согласно выраженным или не выраженным физиогномическим уровням человеческого лица можно анализировать характер человека с точки зрения греческой философии, и согласно мифам древней Греции.

На следующей странице приведена дальнейшая информация о концепциях греческой философии, а также дана информация о душе человека с точки зрения Христианской гностической философии.

-

предыдущая - вверх - следующая