буддийская философия

центральная страница буддийской философии


лица в китайской физиогномике
физиогномика лица Лафатера
черты лица членов семьи
классический греческий профиль
атомы материальных тел
соотношения трансцендентального и материального
трёхгранное геометрическое тело

Страница 8.

точки зрения косметической медицины

физиогномические системы личности  

Концепции буддийской философии.
На восьмой странице приведена информация о разных системах индийской философии, но даны только некоторые философские концепции, которые сопоставлены с физиогномикой человеческого лица.

-

Концепции индийской и буддийской философии.
Физиогномические системы личности.

Общим источником индийской философии являются древние тексты Вед, но конкретные философские системы являются комментариями к древним текстам, а по существу являются различными мнениями, согласно которым осознаётся мир и человек в мире.
Каждая философская система описывает мир по-своему, и в каждой есть доля истины, которую можно принимать во внимание. В совокупности философские системы содержат информацию о разных аспектах человеческой жизни, но с точки зрения физиогномики интересна информация, которая соотносится с сознанием, индивидуальностью и чувствами, что соответствует основным показателям человеческой личности. Поэтому из контекста тех или иных философских систем достаточно брать необходимые знания и соотносить с физиогномикой лица, или иначе сказать с физиогномической схемой личности.
Предлагаемые описания философских систем древней Индии учитывают лишь некоторые наиболее интересные с точки зрения физиогномики сведения, но из индийской философии можно извлечь гораздо большее количество информации и сопоставить с физиогномикой человеческого лица.

Система индийской философии Ньяя.
Слово ньяя означает "логическое исследование".
С точки зрения философской системы Ньяя цель человеческой жизни заключается в освобождении человека от реального мира, что может быть достигнуто посредством истинного познания высшей реальности при условии, что истинное познание должно основываться на законах верной логики. А именно мышление человека должно следовать четырём правилам: восприятие (пратьякша), вывод-умозаключение (анумана), сравнение (упамана) и доказательство (шабда), что показано в таблице:

физиогномика и индийская философия ньяя Восприятие соотносится с физиогномической сферой чувств. Связано с органами чувств и обусловлено манас-чувствами, то есть восприятие является функцией, согласно которой человек понимает информацию узнаваемую при помощи чувств и ощущений.
Вывод (умозаключение) соотносится с бровями, а именно обусловлено манас-сознанием в физиогномической сфере сознания, что коррелирует с восприятием, которое обусловлено манас-чувствами в физиогномической сфере чувств.
Умозаключение позволяет определять признаки явлений, которые опознаны посредством восприятия.

Сравнение соотносится с серединой лба, а именно обусловлено махат в физиогномической сфере сознания. Позволяет понимать названия явлений, то есть позволяет связывать признаки явлений и слова, посредством которых явления охарактеризованы.
Доказательство (свидетельство) соотносится с вершиной лба, а именно обусловлено буддхи в физиогномической сфере сознания. Позволяет находить подтверждения знаний посредством высшей реальности, то есть позволяет подтверждать знания посредством свидетельств, которые исходят из высшей реальности.
Постижение высшей реальности возможно, если индивидуальное Я человека соединяется с сознанием высшего Я, то есть в философской системе Ньяя целью человеческой жизни является корреляция буддхи-индивидуальности с буддхи-сознанием.
Обратите внимание, что концепции познания в философской системе Ньяя являются методом гадания (методом обращения с вопросом к высшей реальности), поскольку восприятие, вывод-умозаключение и сравнение являются подготовительным этапом гадания, в процессе которого человек конкретизирует и формулирует вопрос, а доказательство является ответом высшей реальности на заданный вопрос.

Система индийской философии Вайшешика.
Слово вайшешика означает "различие особенностей".
Философия Вайшешика является аналогом философской системы Демокрита, в которой мир рассматривается как разнообразные соединения атомов. Известно, что Демокрит был на востоке, и поэтому атомистическая философия древней Греции заимствована из атомистической философии древней Индии.
Согласно философии Вайшешика существует семь видов реальности, что показано в таблице:

индийская философия и физиогномика Субстанция (дравья) и качество (гуна) соотносятся с физиогномической сферой чувств.
Действие (карма) соотносится с физиогномической сферой индивидуальности.
Особенность (вишеша) соотносится с уровнем бровей.
Присущность (самавая) соотносится с серединой лба.
Всеобщность (саманья) соотносится с вершиной лба.
Небытие (абхава) не имеет соответствия с физиогномическими уровнями человеческого лица.

Всеобщность - это вечная сущность, которая свойственна всем людям независимо от существования или не существования конкретного человека, что соответствует буддхи в сфере сознания.
Особенность индивидуализирует каждого отдельного человека, что соответствует манас в сфере сознания, а именно особенность является фактором, который определяет осознанную индивидуальность человека.
Слово вишеша (особенность) - это основа названия философской системы Вайшешика.
Присущность означает единство всеобщей сущности и индивидуальной сущности человека, что соответствует махат в сфере сознания.
Субстанция соответствует пракрити в сфере чувств и обладает девятью формами. Пять форм воспринимаемы чувствами, а четыре формы являются не воспринимаемыми. Воспринимаемые формы аналогичны пяти первоэлементам китайской философии или пяти первопотенциям греческой философии, а не воспринимаемые формы аналогичны четырём стихиям греческой философии при условии, что в философской системе Вайшешика первоэлементы и стихии имеют иные названия.
Кроме того, субстанция обладает 24 качествами, которые соответствуют атману в сфере чувств.
Подробную информацию о формах и качествах субстанции смотрите в "Вайшешика-сутре".
Целью человеческой жизни в философии Вайшешика является соединение брахмана-индивидуальности с манас-сознанием и последующее соединение с буддхи-сознанием посредством махат-сознания, что обеспечивает корреляцию брахмана-индивидуальности с буддхи-сознанием. Иначе можно сказать, что целью жизни в философской системе Вайшешика является осознание брахмана-индивидуальности посредством понимания особенностей собственной индивидуальности и присущности собственного сознания к всеобщему сознанию.

Система индийской философии Санкхья.
Слово санкхья означает "перечисление".
Согласно философской системе Санкхья существует две мировые первопричины. Первая первопричина "пракрити" лишена сознания, но обладает активностью, и вторая первопричина "пуруша" обладает сознанием, но пассивен. При соприкосновении пуруши с пракрити возникает мир при условии, что пуруша находится за пределами мира, а пракрити образует мир. А именно утверждается, что в мире присутствует только пракрити, но по существу пуруша соответствует брахману, и поэтому соотносится с брахманом-сознанием, а также соотносится с брахманом-индивидуальностью и брахманом-чувством. То есть пуруша и пракрити проецируются в трёх физиогномических сферах, что показано в таблице:

таблица древнеиндийской философии для физиогномики

В качестве первопричины пракрити производит второй этап возникновения мира, в результате чего возникают буддхи, махат и манас, которые проявляются в сферах сознания, индивидуальности и чувств.
Затем в результате взаимодействия пуруши-брахмана с пракрити и в результате действия махат осуществляется третий этап возникновения мира, а именно возникает атман, который в контексте философской системы Санкхья называется аханкара и является индивидуальностью человека, которая тоже проявляется в сферах сознания, индивидуальности и чувств.
В процессе трёх этапов возникновения мира образуется тонкое человеческое тело (линга шарира), после чего под воздействием трёх гун формируется грубое тело (стхула шарира). А именно сочетание пракрити с буддхи, махат и манас формирует грубое человеческое тело, которое состоит из множества производных элементов и в результате действия гун приобретает качество той или иной преобладающей гуны. То есть пракрити состоит из трёх гун: саттва (свет), раджас (энергия) и тамас (тьма), и поэтому в результате образования из пракрити производных элементов и формирования грубого тела происходит влияние трёх гун на формирование грубого тела. В зависимости от преобладания той или иной гуны свойства сознания, индивидуальности и чувств приобретают качества саттвы, раждас или тамас, и в совокупности образуется сущность человека.
Подробную информацию о производных элементах пракрити и трёх гунах смотрите в "Санкхья-карике".
Взаимосвязь тонкого тела с грубым телом влечёт привязанность к материальному миру. Чтобы избавиться от привязанности, необходимо отказаться от отождествления с грубым телом, а также необходимо отказаться от отождествления с тонким телом и вернуться к пуруше, что с точки зрения философской системы Санкхья является возвращением к подлинному человеческому сознанию. То есть необходимо отказаться от привязанности к грубому телу, а также необходимо отказаться от привязанности к аханкара-атману, который составляет основу тонкого тела. Если учитывать, что термин аханкара-атман - это ничто иное как душа-индивидуальность, то по существу философская система Санкхья отрицает бессмертие индивидуальной человеческой души, но признаёт бессмертие сознания.

-

Система индийской философии Йога.
Слово йога означает "порядок размышления".
Философская система Йога - это практические методы освобождения от привязанностей к материальному миру посредством тренировки психофизиологического тела. Освобождение означает очищение от влияния гуны тамас (тьма) и влияния гуны раджас (энергия), и проявление гуны саттва (свет).
Возможны три пути освобождения, которые зависят от особенностей того или иного человека, что показано в таблице.

индийская философия йоги и система физиогномики Путь познания (джняна-йога) соотносится с физиогномической сферой сознания.
Путь почитания или сопричастности богу (бхакти-йога) соотносится с физиогномической сферой индивидуальности.
Путь действий (карма-йога) соотносится с физиогномической сферой чувств.
С точки зрения физиогномики, если выражена сфера сознания, то человеку свойственна йога познания; если выражена сфера индивидуальности, то человеку свойственна йога почитания; если выражена сфера чувств, то человеку свойственна йога действий.

Практические методы йоги заключаются в последовательных упражнениях, которые можно сопоставить с физиогномическими уровнями и сферами человеческого лица.
Сфера чувств:
- яма (обуздание) соотносится с подбородком;
- нияма (нравственность) соотносится с промежутком между подбородком и нижней губой;
- асана (дисциплина тела) соотносится с нижней губой;
- пранаяма (регулирование дыхания) соотносится с верхней губой;
- пратьяхара (изоляция чувств) соотносится с промежутком между верхней губой и носом.
Сфера сознания:
- дхарана (внимание) соотносится с бровями;
- дхьяна (размышление) соотносится с серединой лба;
- самадхи (сосредоточение) соотносится с вершиной лба.
Сфера индивидуальности не имеет соответствий с психофизическими упражнениями йоги, поскольку соотносится с методами бхакти-йоги, в которой достаточным условием освобождения является почитание бога при условии, что предполагается почитание и приобщение к брахману, а по существу предполагается приобщение к высшему сознанию, поскольку высшей ступенью йоги является состояние самадхи, которое заключается в просветлении сознания. Следовательно, философская система Йога, как и остальные философские системы Индии, отрицает значение человеческой индивидуальности и придаёт главное значение трансцендентальному сознанию.
Кроме перечисленных философских систем в рамках индийской философии существуют другие системы. Наиболее известны Веданта, Миманса, а также Буддизм, который является производным от индийской философии. Буддизм находится в одном контексте с философскими системами Индии, но отличительная особенность Буддизма заключается в отношении к брахману, который обозначает сознание, а именно с точки зрения буддийской философии не существует бессмертного сознания, поскольку если сознание человека соединяется с сознанием брахмана, то исчезает человеческая индивидуальность, а также не существует индивидуальность, поскольку индивидуальная душа не может быть бессмертной. Поэтому Буддизм отрицает какое-либо существование, и отрицает всякую реальность в пределах или за пределами мира.
Буддийская философия противопоставлена философским системам Веданта и Миманса, поскольку с точки зрения Веданты смысл человеческой жизни заключается в соединении с брахманом, что обеспечивает бесконечное существование в процессе циклических воплощений в материальном мире и возвращениях к брахману. А с точки зрения философской системы Миманса утверждается, что человеческая индивидуальность бессмертна, что противоречит не только буддийской философии, но также противоречит всем философским системам Индии, поскольку индивидуальная душа состоит из атомов, которые рассеиваются в пространстве, когда сознание человека соединяется с брахманом. То есть в контексте философии Миманса утверждение о бессмертии индивидуальности человека является голословным, если учитывать, что подлинное понимание бессмертия возможно только в контексте Христианской философии.
В общей сложности философские системы древней Индии интересны, поскольку позволяют понимать принципы человеческой психологии дифференцированно с разных точек зрения, а также индийские философские системы систематизируют строение человеческой личности, что позволяет соотносить компоненты личности с физиогномикой человеческого лица.
Более подробный анализ философских систем Индии постараюсь опубликовать в будущем.

На следующей странице представлено сравнение физиогномики человеческого лица с философией Даосизма.

-

предыдущая - вверх - следующая